Ее звуки сродни русской душе – в них слышны то лирика и нежность, заставляющие сердце сжиматься, то залихватски удалой задор, зовущий в пляс. А ведь русский характер, он такой и есть – широкий, как громкий протяжный аккорд, отважный и стремительный, как резкий бег пальцев по клавишам, смиренный и сострадающий, как щемящие душу минорные мотивы… И это то все она - русская гармонь.
Любой праздник на Руси заходил в дом исключительно под звуки гармони. Она являлась самостоятельной, очень яркой краской в многоцветной палитре народной музыки. Она звучала в виде «плясовых», «частушек» и «страданий» на свадьбах, именинах, вечеринах и проводах. Под ее напевы пробуждалась любовь, под ее плач уходили на войну российские солдаты.
Этот инструмент музыканты не выпускали из рук даже в самые тяжелые времена, когда, казалось бы, всем звукам суждено было умолкнуть.
«Заглянем в наше недавнее прошлое – в 90-е годы… Как и чем жил народ Тепло-Огаревского района в эти всем известные лихие годы?
А народ не унывал – гармонь звучала повсеместно, - рассказывает наш земляк поэт-песенник, прозаик Леонид Рыжкин . - Народный ансамбль гармонистов колесил по всему району и области с концертами, особое внимание уделялось малым деревням. Ему аплодировали в Туле, Ефремове, Новомосковске и многих других уголках обрасти. Теплое стало местом межрайонных и межобластных фестивалей и конкурсов. Сюда приезжали гармонисты из разных областей и даже Удмуртии. С ответным визитом в этой далекой республике побывали и наши артисты.
В 1996 году Тепло-Огаревскому району оказал честь сам Геннадий Заволокин – в Теплом снималась передача «Играй, гармонь!» Жители и гости были в восторге! Как сказал потом сам Заволокин: «Названия на Руси зря не даются. Такой горячий прием нам устроили! Плясали все до упаду…»
В районе на тот момент было больше трех десятков гармонистов, пятнадцать – в одном лишь Теплом. Да и в других поселках и деревнях гармонь звучала повсеместно», - вспоминает Леонид Дмитриевич .
Отчего гармонь поет? «Оттого, что кто-то любит гармониста…» - отвечают нам слова известной песни «Старый клен». И действительно, игра на инструменте – это еще и средство выражения чувств и настроения самого музыканта – влюбленность, смятение, переживание. Снова и снова мы убеждаемся, что гармонь – это олицетворение души, русской души.
Под чарующее влияние музыки попал и совсем молодой парень, вчерашний выпускник второй школы поселка Теплое Никита Пузанков.
И вот что думают об этом не совсем обычном увлечении его сверстница, Полина Федорова :
«Гармонь стала инструментом души Никиты. В современном мире среди многообразия электронной музыки это может показаться немного непривычным, но сам парень говорит, что гармонь влекла его ещё с детства. Ведь на этом инструменте играл еще его дедушка. Именно тогда маленький Никита пытался сыграть свои первые мелодии. А в семь лет дедушка отдал внука в музыкальную школу по классу «Гармонь-баян».
Сейчас Никина Пузанков мастерски владеет инструментом, играет не только русские традиционные мелодии, но и пробует себя в исполнении современных композиций известных рок-групп. Также Никита выступает на музыкальных мероприятиях районного и областного уровня. Он стал участником всеми любимой телепередачи «Играй, гармонь любимая!» и областного фестиваля «Гармоньфест».
Мы, как представители молодежной среды, очень уважаем музыкальные пристрастия Никиты и других наших товарищей, кто владеет игрой на музыкальных инструментах. Ведь это не только красивое исполнение, но и еще и огромный труд.
Также хочется отметить, что музыка - не единственное увлечение Никиты. Он является еще и победителем спортивных соревнований, увлекается футболом, имеет золотой знак отличия комплекса ГТО. Пожелаем успехов этому разностороннему и талантливому юноше в достижении всех своих целей!»
«Тульская», «елецкая», «ливенка», «вятская», «тальянка», «венка», «петроградка», «псковская резуха»… В России гармонику во все времена любили и продолжают любить независимо от ее разновидности. И пусть говорят, что первая гармошка была сконструирована в Германии, - на нашей земле она «обрусела», обретя «душу» и заняв огромную нишу в русском традиционном мире.
За почти двухвековую историю тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всём мире.
Тула была главным поставщиком гармоник для всей Российской империи. Звуковые возможности гармоней, ввозимых из-за границы, не удовлетворяли русских музыкантов, а тульская гармонь давала неповторимое камерное звучание.
Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий Чулков. В 1880 году он организовал гармонную мастерскую, где работал с 6-ю сыновьями. Уже первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью и хорошим качеством, но в то же время имели существенный изъян – у них отсутствовал хроматический строй, что ограничивало музыкально-художественные возможности инструментов. Создание гармоники с хроматическим строем стало первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента. Одним из усовершенствователей и пропагандистов гармоники был тульский мещанин Николай Белобородов. Он предложил мастеру Чулкову изготовить инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых проработал систему клавиатуры. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой, и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Это заинтересовало австрийскую фирму, которая уговаривала Белобородова продать патент на свое изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, тот наотрез отказался это сделать, даже, несмотря на тяжелое материальное положение.
Подготовила Евгения Власова.